Когда была создана первая государственная дума

В начале XX века Россия находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе. Напряжение в обществе нарастало, а государственные реформы не удовлетворяли народные потребности. В такой ситуации возникла идея создания первого в истории России представительного органа власти — Государственной Думы.

Основные этапы формирования Государственной Думы связаны с рядом важных событий. 1905 год стал ключевым в развитии гражданского общества и политической культуры России. В это время Мануфактурная дума, сформированная самими рабочими и представителями буржуазии, вызвала интерес и поддержку у широких масс населения.

Определенные успехи в борьбе за права и свободы народа не могли оставить безразличными властные структуры. В результате под воздействием событий 9 января 1905 года Николай II объявил о создании Государственной Думы. Ее задачей было включение широких слоев населения в процесс принятия политических решений. Однако этот шаг в сторону демократизации власти сопровождался рядом ограничений и контроля, что сказывалось на реальном влиянии Думы на политическую ситуацию в стране.

Созыв первой Государственной Думы состоялся 27 апреля 1906 года. Закрытая избирательная система и недостаточная деятельность Думы вызвали недовольство оппозиционных властям сил. Ее срок работы сократили до 73 дней. Однако нельзя недооценивать роль первой Государственной Думы в истории страны. Этот этап в развитии России положил начало формированию демократической системы власти и открыл путь к дальнейшим реформам.

Возникновение и причины

Создание первой Государственной Думы было результатом процесса политических изменений в России в начале XX века. В конце XIX века в стране наблюдался рост социальных и экономических протестов, вызванных недостаточной правовой и политической защитой населения. Февральская революция 1905 года усилила требования об изменении политического строя и создании представительных органов власти.

22 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, который обещал установление «непосредственного и равного всеобщего избирательного права». Сразу после этого Министерство внутренних дел начало готовить проект закона о формировании Государственной Думы – представительного органа. Проект был подготовлен в тайной полиции Н. А. Маклаковым.

Внесенный проект был кардинально изменен С. А. Витте, который внес уточнения, дополнил его пунктами, затрагивающими избирательную систему, и изменил порядок избрания депутатов. Например, Витте предложил ввести процедуру «пика» – принуждение недовольных выборами депутатов в избирательных округах к участию в демократических выборах.

Итак, причинами создания первой Государственной Думы являлись: социальные и экономические протесты, демократические требования населения и февральская революция 1905 года. Манифест Николая II и усилия С. А. Витте привели к установлению представительного органа власти.

Особенности деятельности Думы

1. Законотворчество:

Государственная Дума занимается разработкой и принятием федеральных законов, которые регулируют различные аспекты жизни государства. Парламентарии вносят законодательные инициативы, обсуждают их на пленарных заседаниях и голосуют за принятие или отклонение законопроектов.

2. Контроль исполнительной власти:

Дума осуществляет контроль за работой правительства, проводит его слушания и рассматривает отчеты о реализации государственных программ. Депутаты имеют право задавать вопросы представителям исполнительной власти и требовать от них ответов на них.

3. Участие в формировании бюджета:

Парламентарии имеют право участвовать в процессе формирования государственного бюджета. Они рассматривают и обсуждают его проекты, вносят поправки и принимают окончательное решение о его принятии.

4. Работа с обращениями граждан:

Дума принимает обращения граждан, рассматривает их и вносит предложения по их решению в правительство или другие органы исполнительной власти.

5. Проведение парламентских слушаний:

Депутаты Государственной Думы проводят слушания по актуальным вопросам развития экономики, социальной сферы, науки и других областей жизни государства. На таких слушаниях могут присутствовать эксперты, ученые, представители общественных организаций и гражданские деятели.

6. Международное сотрудничество:

Государственная Дума участвует в работе международных парламентских организаций, подписывает международные договоры и соглашения, сотрудничает с парламентами других стран.

Оцените статью